О важности социального работника в медицинском учреждении, или «Доктор, я вам нужен!».
Вступление
Два года тому назад, когда я только начала свое обучение в Высшей Школе Социальной Работы Колумбийского Университета, я и представить себе не могла, что стану первым социальным работником в Казахстане, защищающим права ЛГБТ сообщества. Образование и работа в Нью-Йорке позволили мне избавиться от предубеждений. Вернувшись в Казахстан, я поставила себе цель популяризировать профессию социального работника среди молодежи и «излечить» будущее поколение медиков от привычки стигматизировать социально-уязвимых пациентов.
Определение
«Социальная работа – это практическая профессия и академическая дисциплина, которая способствует социальным изменениям и развитию общества, социальной сплоченности, а также укреплению и расширению прав человека. Принципы социальной справедливости, прав человека, коллективной ответственности и уважения к различиям центральны для социальной работы», - гласит международное определение данной профессии (Международная Ассоциация Школ социальной работы, 2014 г). К сожалению, в Казахстане, как свидетельствует моя практика преподавания в Семипалатинском Государственном Медицинском Университете, для большинства практикующих врачей социальный работник – это человек, который помогает пожилым бабушкам и дедушкам периодической уборкой квартиры и покупкой продуктов. Социальная работа - это совсем не об этом.
О различиях
В первый год моей учебы в Колумбийском Университете я изучала психологию, социальную политику США, статистику и методы исследования, которые применяют в социальных исследованиях. Я также прошла практику в госпитале Белвью и ЛГБТ центре. Во второй год учебы я могла выбрать одно из трех направлений: клиническое, законодательное или управленческое. Клиническая социальная работа в основном подразумевает изучение различных психотерапевтических практик нужных для работы с пациентом. Законодательное направление включает в себя углубленное изучение экономических факторов, способствующих росту бедности и социальной несправедливости, а также социальных политик и оценки существующей социальной законодательной базы. Управленческая социальная работа, подразумевает изучение менеджмента неправительственных организаций и работу с государственными органами.
В западные медицинские учреждения берут тех, кто изучал клиническую социальную работу. В обязанности медицинского социального работника входит психологическая поддержка пациента, предоставление помощи при выписке, а также предоставление информации о существующих организациях, которые могут быть необходимы пациенту в будущем. Здесь хотелось бы отметить основную разницу между социальным работником и психологом. Несмотря на то, что их функции могут пересекаться, социальный работник – это специалист, подготовленный работать непосредственно с уязвимыми слоями населения. Социальный работник углубленно изучает причины возникновения острых социальных проблем (например, расизма, гомофобии, сексизма, гендерного неравенства, сексуального и бытового насилия, и т.д.), что помогает ему предоставлять комплексную помощь своим клиентам, включая психологическую, юридическую и социальную.
По данным комплексного социологического исследования, проведенного в 2014 году ЮНИСЕФ, в Казахстане имеется 15 высших учебных заведений, в которых есть факультет социальной работы. По данным Министерства Здравоохранения и Социального Развития Республики Казахстан в 2014 году численность социальных работников и специалистов, выполняющих социальную работу в сфере здравоохранения, составляла 2064 человека. По данным того же ведомства в 2012 году численность данных специалистов составляла 1000 человек, что показывает серьезный рост количества специалистов за столь короткое время.
К сожалению, заработная плата социальных работников продолжает оставаться невысокой. По разным данным в Казахстане она составляет 34,000 тенге и выше в зависимости от квалификаций и опыта специалиста.
Там, где нас нет
Несмотря на некоторые продвижения в признании профессии социального работника и включения его в штат, на сегодняшний день в Казахстане роль социального работника в медицинских учреждениях в основном выполняют врачи и медсестры (здесь надо сделать очень важную заметку: если у этих врачей и медсестер очень доброе сердце и много терпения). Приведу один пример.
Строитель из Узбекистана попал в больницу с переломом тазовых костей, бедра, кровотечением и геморрагическим шок ом второй степени. После достижения стабилизации пациента перевели в отделение хирургии. Через неделю хирург был обязан выписать пациента, несмотря на то, что пациент не был способен себя обслуживать и не имел близких, которые о нем бы позаботились. Благо, хирург оказался человечным: рискуя получить выговор, она диагностирует пневмонию и ухудшение состояния и оставляет пациента в клинике еще на неделю, чтобы дать ему возможность полностью поправиться. В данном случае врач частично выполнил роль социального работника. Если бы врач не пошел в обход системы, то пациента пришлось бы выписать на улицу, что значительно ухудшило бы состояние его здоровья. В данном случае необходимо было связаться с Посольством Узбекистана, обратиться к другим строителям, чтобы выйти на связь с семьей пациента, максимально пролоббировать возможность продолжения лечения в больнице, и, в крайнем случае, организовать переезд пациента в учреждение для лиц без определённого места жительства, где он смог бы получать минимальную медицинскую помощь. Все эти функции входят в обязанности социального работника.
В заключении
В данный момент я преподаю в Семипалатинском Государственном Медицинском Университете. Признаюсь, что чувствую безмерное счастье, когда вижу значительную трансформацию в осознании студентами важности социальной работы в медицинских учреждениях. В течение курса студенты изучают различные категории уязвимых слоев населения, причины их возникновения, соблюдение этических стандартов. Также студенты практикуют специальные техники проведения первичного интервью с пациентами и методы мотивационного интервью, одной из популярных психотерапевтических методов, используемых в США. Важность знаний социальных вопросов и социальной работы для медицинских работников не может быть переоценена. Для врачей важно понимать, что болеющий пациент уже уязвим, но в дополнении он может иметь еще множество препятствий, которые могут мешать ему восстановить здоровье.
В нашей стране социальный работник мог бы играть важную роль в выздоровлении пациента. Социальный работник особенно необходим в реабилитационных центрах, паллиативных и онкологических отделениях. Для этого нам необходимо построить качественную систему их обучения, разработать требования для их сертификации, включить этих специалистов в штаб всех учреждений, предоставляющих медицинскую помощь и повысить им базовую заработную плату.
У социального работника в Казахстане еще долгий путь, но хотелось бы верить, что постепенно нам удастся развить возможности данной специальности и привлечь в эту сферу самых лучших специалистов.
Автор: Жакупова Гульнара Дамелбековна – стипендиант президентской программы Болашак, имеет степень магистра Высшей Школы Социальной Работы Колумбийского Университета, США и степень бакалавра бухгалтерского учета и аудита Университета Дикинсон, США. Работала в таких организациях, как Ernst &Young, Центр ОБСЕ в Астане, Посольство Нидерландов в Казахстане, Назарбаев Университет, госпиталь Белвью в г. Нью Йорк, социальный центр для ЛГБТ в г. Нью Йорк. В данный момент работает преподавателем в Семипалатинском Государственном Медицинском Университете.
Вы можете связаться с автором статьи на Facebook