X

Электрондық поштаңызға соңғы жаңалықтарды алыңыз

X

Получайте самые последние новости на свой e-mail

ВЕТРЫ ПРЕРИЙ И ДУХ СТЕПЕЙ ИЛИ ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ АМЕРИКОЙ И КАЗАХСТАНОМ

Интервью Алмаза Шармана газете Қазақ Әдебиетi
 

Начнем тему с того, как человечество делится на несколько рас, этносов и т.д. К тому же расположение страны на карте мира тоже играет немаловажную роль в жизни народа. Соответственно у казахов есть свои отличия от других народов. Можете ли вы определить эти отличия? 

Казахи являются совершенно уникальными как этнос. По многим параметрам казахский этнос отличается выносливостью, физическими и психологическими особенностями. Однако мне хотелось бы обсудить скорее не особенности, а сходства казахов с другими народами, в частности, как это ни странно, с американцами. Прожив более 10 лет в Соединенных Штатах, я нередко обнаруживал множество параллелей в судьбоносных поворотах американской истории и этапах формирования казахского государства. 

Казахи, как нация, сформировались в результате переселения наиболее свободолюбивой части степных кочевников в поисках свободы и воли. Напрашивается ассоциация с пилигримами и первыми американскими переселенцами. Земли Америки осваивали люди свободолюбивые, амбициозные, трудолюбивые, нетерпимые к тирании, но толерантные к инакомыслию и различным религиозным пристрастиям. Нет сомнений в том, что только люди с незаурядными качествами могли освоить и сохранить в рамках единых государств громадные просторы казахской степи и американских прерий на противоположных концах земного шара. 

В течение трех столетий со времени первых переселенцев важнейшим геополитическим и психологическим фактором становления американцев как единой нации являлось то, что обширное пространство американской земли представляло собой своего рода территорию Свободы и Демократии, поиска нового и неизведанного. Если жизнь на восточном побережье не устраивала по политическим, религиозным или экономическим причинам, у американцев всегда имелась возможность перемещения вглубь материка в поисках новых земель и сообществ. В такой свободе выбора не было ограничений. И эта свобода сформировала свободный дух и либеральную философию современной американской демократии. Бескрайние просторы казахской Степи так же предоставляли свободу, веками формируя независимый и свободолюбивый характер казахов. 

Общей для наших народов является свобода в выражении религиозных чувств. Религиозная толерантность была характерна для Америки с первых шагов становления ее государственности, когда пуритане осваивали новые территории совместно с католиками, квакерами, гугенотами и представителями других христианских течений. 

Для того, чтобы понять значимость такой консолидации и толерантности, важно напомнить атмосферу антагонизма, существовавшую в среде христианства в эпоху реформаторства. Cегодня религия в США отделена от государства, и экспрессия религиозных чувств не лимитируется законом. 

Казахстан в своей истории, помимо доминирующей религии Ислама, видел периоды расцвета тенгрианства, а также распространение несторианского христианства, иудаизма и буддизма. Такая восприимчивость к новым идеям и мировоззрению является характерной чертой казахов. Именно эта особенность менталитета казахского народа стала ключевой предпосылкой современной государственной политики межконфессионального диалога. 

Во многих городах Америки есть заведения, предназначенные для межконфессионального общения, где люди разных вероисповеданий имеют возможность пообщаться со своим богом и между собой. Не к этому ли призывает благословение лидеров мировых религий на Байтереке в Астане? 

– Америка – богатство. Таким образом, мы ассоциируем это страну. Так же есть понятия: американцы целенаправленные, открытые, они никогда не хвастаются тем, что сделали для страны и умеют во время оказать помощь в любых ситуациях. Мы знаем что вы 10 лет жили в Америке. И в какой мере вы могли увидеть все эти вышесказанные качества? 

Богатство Америки не просто пришло свыше – его создавали рядовые американцы своим упорным самоотверженным трудом. В чем была их мотивация? 

Думается, что фундамент такого успеха был заложен еще в конце 18 века в Декларации Независимости, в которой были определены неотъемлемые права американцев - "жизнь, свобода и стремление к счастью". Именно это стало источником вдохновения для американцев. Именно это сделало Америку столь привлекательной для людей из многих стран мира, которые в течение нескольких веков продолжают иммигрировать в Америку. 

Современная американская философия была сформулирована в понятии «американская мечта», которая получила отражение в книге «Эпическая Америка» Джеймса Адамса, опубликованной в 1931 году. В ней автором дано такое определение американской мечты: “гражданам любого ранга и сословия нужно стремиться к жизни, которая лучше, богаче и счастливее». «Америка предоставляет всем возможности для достижения этой мечты в соответствии со способностями и прилагаемыми усилиями». 

В разные времена данная философия наполнялась различным содержанием. Стремление к жизни, которая богаче, совсем не означает жизнь богатого человека. Сегодня в Америке достаточно много бедных людей. Вместе с тем, есть множество примеров того, как независимо от того, из какого квартала ты вышел – бедного или богатого, при соответствующих усилиях можно добиться больших успехов в жизни. Один из наиболее ярких примеров является избрание президентом Соединенных Штатов Барака Обамы – представителя чернокожих американцев с мусульманскими корнями. Барак Обама, вступив на должность Президента страны сказал «Только в Америке стала возможна моя судьба». 

В своей книге Джеймс Адамс также привел слова французского дипломата об особенностях американцев: «каждый смотрит вам прямо в глаза, без мысли о неравенстве". За десять лет пребывания в Соединенных Штатах я убедился в том, что это действительно так. Нередко, находясь среди скопления множества людей, можно без затруднения по взгляду обнаружить истинных американцев – прямых и открытых людей. 

Америка - это действительно такой мир, место, где каждый может жить своей жизнью и стремиться к заветным целям, при этом не быть обремененным принадлежностью к какому-либо классу, касте или социальной иерархии. 

Я далек от мысли идеализировать американское общество, в котором сегодня скапливается множество внутренних проблем социального, экономического, духовного и нравственного характера. 

Фундаментальным принципом является то, что американская философия предусматривает равные возможности достижения американской мечты для любого гражданина в соответствии с его способностями, и понимание этого глубоко проинизывает все американское общество. 

– Можете ли вы сравнить силу воли казахов и американцев? Как в Америке развита сила воли? 

Сила воли – это индивидуальное качество, которое затем может укрепляться воспитанием и внешними вызовами. 

Научное открытие, голливудский блокбастер или признанное музыкальное произведение создаются, благодаря таланту, воли и страстному желанию индивидуумов. Для этого нужны знания, опыт и сила воли, свобода выражения мыслей, мнений, идей, а также возможности их реализации. В этом смысле Америка славится своими незаурядными личностями, которые занимают лидирующие позиции в мире в области киноиндустрии, спорта, информационных технологий, науки, медицины. Общество делает все для того, чтобы таланты с достаточной силой воли имели возможность в достаточной степени самореализовываться. 

Объездив множество стран мира, у меня возникло новое восприятие Казахстана, его потенциала и перспектив, которые во многом определяются высоким уровнем образованности его населения и пассионарностью казахов – феноменом, к которому многие до сих пор относятся достаточно скептически. Общаясь с молодежью, я нередко отмечал жажду нового поколения казахстанцев к инновациям. В этом смысле перспективы страны мне представляются многообещающими. Важно своевременно и полноценно использовать этот потенциал. 

Президент Казахстана поставил стратегическую задачу построения постиндустриального общества, создания информационной, инновационной экономики, основой которой является интеллектуальный капитал. В современной информационной экономике интеллектуальный капитал определяется степенью свободы граждан в выражении своих идей и принятии инвестиционных решений. В этом смысле либерализация предпринимательства, хотя и является важным условием экономического роста, тем не менее, сама по себе недостаточна для обеспечения реальной конкурентоспособности. 

Таким же образом сила воли и талант индивидуумов сами по себе недостаточны для построения инновационной экономики. Без плюрализма мнений и свободы выражения идей общество и экономика обречены на доминирование вертикальных связей, фрагментацию, неспособность развивать и адаптировать технологии, стимулировать информационный и технологический обмен. 

Именно по этой причине автономия и академическая свобода были выбраны в качестве тех ключевых принципов, на которых построена деятельность Назарбаев университета. Президент страны, дав свое имя данному университету, определил его приоритеты, которые полностью отражают фундаментальные принципы инновационного общества. 

Недавно я имел возможность встречаться с первыми студентами Назарбаев университета. Заметил, что в основном это были дети не из богатых семей. Благодаря своему таланту и упорству они сумели преодолеть трудные экзамены, которые объективно принимали преподаватели из Университета Лондона. Но самое главное, я обнаружил огонек в их глазах. Они открыто и с уверенностью смотрят на мир. 

– Поясните такие понятия как: американская семья и американская молодежь? 

Думая о значимости семья для американцев, мне вспоминается первый американский праздник, в котором нам пришлось участвовать. Это был День Благодарения в ноябре 1991 года, который мы провели в кругу семьи наших друзей из Алабамы. Мы были поражены атмосферой семейного уюта, искренности, взаимного уважения представителей нескольких поколений этой американской семьи. День Благодарения – это, пожалуй, самый почитаемый для американцев праздник, когда вместе собираются родные и близкие со всех концов Америки. Хотя чаще всего дети живут отдельно от родителей, в различных городах и штатах, они обычно сохраняют тесные семейные узы. Причем это происходит незаметно и ненавязчиво. 

Молодежь в Америке отличается независимостью, прежде всего, в выборе профессии и приоритетов будущей семьи. Считается, что обязанностью американской семьи является воспитать детей и обеспечить им образование в колледже. В дальнейшем молодежь предоставлена сама себе и родители перестают нести ответственность за карьерный рост и формирование будущей семьи воспитанника. Будущая судьба в руках его самого. 

Кстати, такое понимание формируется с самого начала школьного образования. Распространенной ошибкой является то, что американская система образования является несовершенной, поскольку в общей массе ученики недостаточно глубоко изучают математику и другие предметы. Просто философия образования в Америке другая. Дело в том, что в американских школах обязанностью считается предоставлять базовые знания, дающие основные практические навыки. Однако если проявляется интерес к какому-либо предмету, например к молекулярной биологии или французской литературе, и ученик намерен поступить в ВУЗ, то дополнительные знания и ресурсы предоставляются без ограничений. Все зависит лишь от желания ученика. 

Также как и в общественной жизни, в вопросах образования сословная иерархия не играет существенной роли. Если посетить любой американский университет, то вряд ли можно по внешнему виду заметить разницу между выходцами из состоятельных или бедных семей. Наиболее распространной формой одежды для всех студентов являются джинсы и майка или свитер с эмблемой университета. Мало кто интересуется одеждой от Gucci или Armani. Просто приоритеты другие. Всех студентов объединяет интерес к будущей профессии и практически неограниченный доступ к информации. Доказательством последнего является обнаруженные мною в библиотеке Конгресса США оригиналы фотографий (дагерротипов) Кокандского ханства 19 века, а также книги Мухтара Ауэзова на казахском языке. А по объему и разнообразию экспонатов университетский музей Принстона, пожалуй, богаче национального музея Дании. 

– Каковы приоритеты американской внешней политики, и каковы особенности ее дипломатии? 

Говоря о дипломатии, то следует обратиться к истокам современной американской внешней политики. В 1941 году президент Франклин Делано Рузвельт указал на четыре принципа свободы человека, за которые должны бороться Соединенные Штаты: «свобода слова и самовыражения, свобода вероисповедания, свобода от нужды и свобода от страха». К этому он добавил важность распространения этих принципов на все страны мира. Указанные принципы стали фундаментальной основой американской дипломатии. 

Об успехах американской дипломатии, которая продолжает руководствоваться вышеперечисленными принципами, может говорить, например, значительное расширение Европейского Союза, за счет присоединения ныне свободных, демократических и экономически устойчивых стран. 

Фундаментальные американские ценности не везде и не всегда правильно воспринимают. Нередко внешнеполитические приоритеты Америки сталкиваются с национальными особенностями других стран, и не всегда эти особенности правильно интерпретируются и учитываются, что иногда приводит к конфликтам и непредсказуемым последствиям. 

Сегодня Американцам предстоит серьезно переосмыслить свою роль в новом мировом перераспределении. Возникла иная геополитическая ситуация, обусловленная тем, что мир из биполярного (США и бывший Советский Союз) вначале превратился в монополярный (США в 90-е годы) а теперь в многополярный в связи с экономическим ростом Китая, Индии и продолжающимся объединением и укреплением Европы. Важно при этом отметить усиливающуюся роль исламского мира. 

Однако фундаментальные принципы, на которых основывается американская дипломатия сохраняет свою актуальность. При этом следует отметить, что это общегуманитарные принципы, поскольку вряд ли найдутся альтернативные возражения против стремления быть свободным в выражении своих мыслей и верований, быть свободным от нужды и страха за себя и своих близких. 

– Мы знаем, что Америка огромная и интернациональная страна. Здесь есть китайский квартал, квартал для темнокожих. Как, по-вашему, развита взаимосвязь народов, рас этой страны? Как американцы относятся к этому? 

Америка изначально формировалась в 17-м веке, когда в страну иммигрировали из Англии пуритане, которые воспротивились религиозной несправедливости и насилию. Переплыв на маленьком корабле океан, они нашли континент свободы и новых возможностей для себя и своих детей и будущих поколений. Только незаурядные люди с огромной силой воли могли пойти на такое. 

В последующем огромный, неизвестный и часто небезопасный континент Америки осваивали такие же свободолюбивые и волевые потомки пуританских иммигрантов, которые затем сформировали элитную группу богатых американцев – WASP – белых англо-саксонских протестантов. В последующем сюда стали прибывать иммигранты из Ирландии, Германии, Франции, Италии, Восточной Европы, Китая, Японии, Индии и других стран. 

История Америки полна славных достижений в экономике, науке, технологии, культуре. Вместе с тем, в американской истории множество темных страниц в виде расовой дискриминации, ужасов дикого Запада, манипуляций на фондовом рынке, приведших к депрессии прошлого века и нынешнему мировому финансовому кризису. Нельзя сказать, что какая-либо одна этническая группа причастна к тем или иным успехам и неудачам. Это были совместные успехи и общие трагедии. 

Вообще иммиграция – это огромный вызов для любого человека, связанный со многими трудностями – бытовыми, психологическими, языковыми. Тому, кто выдерживает такие трудности –открываются огромные возможности. Чаще всего иммигранское население начинало и продолжает проживать небольшими этническими общинами. Поэтому возникли так называемые китайские кварталы, а также городские районы, которые называют «маленькая Италия». Вместе таким этническим общинам было легче преодолевать трудности иммиграции. 

Одновременно развивалась определенная этническая специализация. Например, железные дороги в Америке в основном были построены иммигрантами – японцами. Евреи, которые начинали в Манхэттене и Бруклине с маленьких ткацких фабрик, сегодня контролируют финансовый рынок. Иммигранты из Индии изначально занимались уборкой помещений и ресторанов. Сегодня это самая многочисленная когорта представителей бизнеса информационных технологий. 

В современной Америке имеет место интересное смешение этносов и рас. Сегодня можно увидеть китайца министром энергетики, а богатым руководителем крупного банка – представителя индийского этноса. Кстати в Америке неплохо зарекомендовали себя и выходцы из Казахстана. Помимо общеизвестного кинорежиссера Тимура Бекмамбетова, успеха дибились ученые Шухрат Миталипов и Дос Сарбасов, врач Самир Тулебаев и скрипач Арман Мурзагалиев. Все кардинально меняется. Появляются новые возможности и ниши, которые достаточно быстро заполняются представителями разных этносов. 

С одной стороны – это уникальное явление, характерное для Америки. С другой – это отражает глобализацию и в какой-то степени новые тенденции в мировом распределении труда. Просто Америка вполне адекватно реагирует на новые глобальные вызовы. 

– Как американцы оценивают умение мгновенно усваивать? Какая у американце хватка? Какая у нас по сравнению с ними? 

Одним из ярких примеров предпринимательской хватки и успешной самореализации является судьба Марка Цукерберга, основателя компании Facebook, которая сегодня является одной из самых продвинутых IT компаний в мире. Выходец из среднего класса Марк Цукерберг создал с нуля самую крупную виртуальную социальную сеть в мире и лишь за семь лет довел ее до уровня капитализации в 50 млрд долларов. Для достижения этого успеха Цукербергу прошлось пройти через тернии борьбы за интеллектуальную собственность, а также интриги конкурентов – выходцев из богатых семей. Многие из моих знакомых и друзей в Казахстане проходили через нечто подобное в лихие 90-е годы. А сегодня состоялись, став богатыми и влиятельными в Казахстане людьми. Однако, пока масштабы еще не те. 

Сегодня Facebook это совершенно уникальное явление – культурное, социальное. По количеству участников (550 миллионов пользователей) - это третье «государство» в мире, после Китая и Индии; каждый десятый человек в мире пользуется этой сетью. По интеллектуальной мощи, а пользователями Facebook являются высокообразованные и продвинутые люди – это непревзойденное сообщество. Они общаются на 75 языках и ежемесячно проводят «вместе» в общей сложности около 700 миллиардов минут – исключительно привлекательная среда для рекламодателей. Если к этому добавить Google, компанию, которую также создавали предприимчивые и таланливые бизнесмены из Стэнфорда, выходцы из среднего класса – Ларри Пэйдж и Сергей Брин, с ее более миллиардом интеллектуальных пользователей во всех странах, то понятно кто сегодня реально правит миром. 

– Чему следовало бы поучиться нам казахам у американцев? А чему нет? Что значит для вас Америка в ваших понятиях. 

В последние десятилетия понятие «Американской мечты» стало во все большей степени приобретать материальное содержание, а не просто духовное, как это изначально закладывалось основателями американской нации. Полвека назад, в 1958 году, известный экономист Джон Галбрайт в своей книге «Зажиточное общество» указал на то, что «Америка характеризуется непревзойденной степенью зажиточности, которая достигла массового масштаба». Также он отметил, что американцы потеряли духовные приоритеты, фокусируясь на материальном потребительстве. 

Интересно, что именно в том году, когда вышла эта книга, на свет появилась первая в мире кредитная карточка VISA, выпущенная Bank of America. Последующие поколения стали частью того, что сегодня называют «денежной революцией». Граждане стали активно участвовать в финансовых операциях на фондовой бирже и активно заимствовать деньги у банков для покупки домов, квартир, автомашин, холодильников и всего угодного. 

Материальные ценности стали еще более доступными для американцев, и это стало приоритетом для многих из них. «Денежная революция» серьезно изменила сознание многих американцев. Брать в долг стало абсолютной нормой. В последние годы стало вполне приемлемым не возвращать этот долг. К чему все это привело, общеизвестно – к мировому финансовому кризису. Америка тяжело и болезненно «залечивает раны» этого кризиса. Не хотелось бы чтобы казахстанцы повторили этот печальный опыт. 

Думается, что в Казахстане есть свои прекрасные ценности, которые должны стать приоритетом. Это - красота природы, доброжелательность и открытость казахстанцев. Я знаю немало иностранцев, которые в Казахстан приезжали за сырьевыми ресурсами, но затем оставались, влюбившись в казахский народ, культуру и природу. Казахстанцы обязаны это ценить. Думается, что охрану природы и чистоту окружающей среды нужно в Казахстане поставить в качестве важнейших приоритетов. В этом есть чему поучиться у американцев. 

Со времен президента Теодора Рузвельта с начала 20 века в Америке стали создавать национальные парки, где запрещено осуществлять не только промышленные, но и индивидуальные постройки. Сегодня национальные парки США – это бескрайние шедевры девственной природы, такие как Гранд Каньон и Елоу Стоун. Ими гордятся все американцы. 

В Америке серьезно относятся к чистоте окружающей среды. Несмотря на перенаселенность и огромное количество автомашин, в Нью Йорке вы не почувствует запаха выхлопных газов. Это все благодаря тому, что администрация города жестко следит за тем, чтобы в каждой автомашине использовались катализаторы для полной переработки бензина. 

Город Питтсбург – бывшая сталелитейная столица Америки (аналог казахстанского Темиртау) – сегодня один из самых чистых городов в мире. Пережив в 70-е годы прошлого века экономические трудности в связи с экспортом сталелитейного производства в третьи страны, Питтсбург сегодня славится своим крупнейшим медицинским центром с ежегодными доходами в 7 млрд долларов, а также продвинутой биотехнологической и IT индустрией. Это удивительно красивый и чистый город, гармонично вписавшийся в ландшафт местных гор и рек. 

В Америке считается немыслимым оставлять мусор в подъездах, лифтах или на дворе. Все понимают, что это не только загрязняет окружающую среду, но и плохо для внешнего облика улиц и города. Но самое главное, это не гигиенично, вызывает серьезную угрозу здоровью из-за большого количества бактерий и химикатов, содержащихся в разлагающемся мусоре. Также бескультурием считается плеваться на улице и в общественных местах. Есть всеобщее понимание, что это также опасно для окружающих, поскольку слюна содержит огромное множество микробов, которыми, например, может заразиться ребенок, играющий на улице. В Америке редко увидишь курящего человека, не говоря уже о том, что бросать на улице окурки – это немыслимое бескультурие. 

Свое нынешнее послание американскому народу президент Барак Обама в основном посвятил экологии и использованию альтернативных источников энергии. Это новое понимание экономики, которую называют даже не постиндустриальной, а постмодернистской. В Америке в последнее время появились города, основным брендом которых является именно такой пост-модернизм. Это такие города, как Остин в штате Техас, Энн Арбор в штате Мичиган и Портланд – штат Орегон. Жители этих городов в основном передвигаются на велосипедах и питаются экологически чистыми продуктами. Они увлекаются живописью и классической музыкой. Почему бы не превратить в такие города Астану или Алмату. 

Известно, что Америка является родоначальницей джаза и рок-н-ролла. Этими стилями музыки сегодня увлекается более миллиарда молодых людей в мире. Вместе с тем, Америка славится самым большим в мире числом симфонических оркестров высочайшего класса, такими как Бостонский, Чикагский, Кливлендский. Ими в све время дирижировали гениальные Джордж Солти и Озава. Также всемирно известными являются концертные залы Карнеги Холл и Кеннеди Центр. 

Мне приятно видеть как в Казахстане растет интерес к классической музыке. В столице Астане построены прекрасные концерные залы и строится оперный театр. В страну приезжают известные симфонические оркестры, оперные исполнители и балетные труппы. В последнее время в Казахстане появилась замечательная когорта талантливых исполнителей, многие из которых обучались за рубежом. Недавние постановки оперы Аида и балета Красная Жизель в Астане могли бы впечатлить любого иностранного знатока классики. На одной из постановок в Астане я слушал эпизод из классики Вагнера «Тангейзер». Был приятно удивлен как многочисленная астанинская публика высоко оценила это весьма сложное исполнение. 

В сочетании со степной лирикой Татимбета и императивной гармонией Курмангазы мировая классика создает причудливую, неповторимую и прекрасную палитру искусства. Уверен, что в Казахстане есть большой потенциал для развития уникального искусства, и страна могла бы стать одним из мировых центров культуры. 

– Американцы, точнее американская политика делает все, для того чтобы развиваться в сфере науки. Они приглашают ученых из других стран. Пользуются их умом и т.д. Соответственно за это есть плата. А как вы смотрите на это? 

По большинству показателей, Америка остается мировым лидером в области инноваций и технологических достижений. Лишь с 5 процентами населения мира, Соединенные Штаты являются обладателями более 70 процентов Нобелевских премий. Даже в условиях мирового финансового кризиса страна по-прежнему сохраняет лидиирующие позиции в области информационных технологий, наук о жизни, нанотехнологии и практически всех всех ключевых направлений инновационной экономики. 

Считается, что склонность к инновациям заложена в американской культуре. Это – бескрайность географической территории, гибкая экономика с ограниченным вмешательством правительства; протестантская трудовая этика, а также постоянно обновляющийся потенциал иммигрантской среды, привлекающией таланты со всего мира. Сейчас многие страны пытаются следовать этому примеру, однако трудно повторить «креативный коктейль» , свойственный только Америке. 

К 1950-му году, американская система технологических инноваций, представленная университетами, центрами, компаниями, превратилась в мощнейший магнит для предприимчивых, креативно мыслящих людей многих стран мира. Со значительным смягчением иммиграционного законодательства в 1965 году, в Америке началась новая волна иммиграции, которая открыла двери для талантливых и перспективных ученых из Китая и Индии. 

Третья волна инноваций в Америке была связана с беспрецедентными государственными ассигнованиями в науку и технологии. Федеральное правительство стало направлять огромные ресурсы в университеты и научные центры. Сегодня Америка тратит около 3-х процентов ВВП на науку и технологии, что является очень высоким показателем, а в абсолютном выражении – самым высоким в мире, с огромным отрывом от ближайших конкурентов. 

Например, государственные ассигнования на медицинскую науку через Национальные институты здоровья США ежегодно составляют 32 миллиарда долларов. В сочетании с затратами на научные разработки фармацевтических компаний общие расходы на медицинскую науку в США составляют около 100 миллиардов долларов ежегодно. Именно государственные инвестиции позволили Америке создать уникальные биотехнологические лекарства, магнитно-резонансную томографию, секвенирование ДНК, а также интернет, лазеры, спутники глобального позиционирования, и сотни других широко востребованных технологий. 

Однако остальной мир не сидит «сложа руки». Китай заявил, что в течение ближайших двух десятилетий 60 процентов ВВП страны будет связано с инновационными технологиями. Если последние два десятилетия характеризовались экспортом в третьи страны технологий производства футболок и электроники, то в последние годы наблюдается новая тенденция. В 2010-м году 7 процентов всех мировых фармацевтических патентных заявок имели происхождение в Индии, а 10 процентов – в Китае. Это почти пятикратный рост по-сравнению с 1995-м годом. Если Соединенные Штаты просто не увеличивают корпоративные налоги, то такие страны, как Сингапур, Южная Корея, Канада, Швеция, снижают их, особенно в тех случаях, когда это касается инноваций. 

Несмотря на все это, Америка сохраняет мировое лидерство в области науки и технологий, прежде всего, благодаря американской культуре – открытой для инноваций. Силиконовая долина не создавалась в вакууме. Она получила развитие в 1950-х годах, когда в Калифорнии была создана уникальная государственная образовательная система (от детского садика до научной степени), непревзойденная инфраструктура и бизнес-ориентированная среда, которая стала привлекательным фактором для инженерных, инфорационных, биотехнологических и других направлений инновационной экономики. Думается, что в этом стоит поучиться не только Китаю и Индии, но и Казахстану.