.

ШАГИ К ЭФФЕКТИВНОМУ И УСТОЙЧИВОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ | zdrav.kz
X

Электрондық поштаңызға соңғы жаңалықтарды алыңыз

X

Получайте самые последние новости на свой e-mail

ШАГИ К ЭФФЕКТИВНОМУ И УСТОЙЧИВОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

shag_1_1.jpg

ШАГИ К ЭФФЕКТИВНОМУ И УСТОЙЧИВОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ:

шаг№1 МОДЕРНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

События лета 2020 года с высокой заражаемостью и смертностью от COVID-19 наглядно продемонстрировали неспособность санэпидслужбы страны адекватно реагировать на серьезные эпидемические угрозы. Это говорит о приоритетной значимости совершенствования систем эпидемиологического надзора, контроля инфекционных заболеваний, раннего оповещения и реагирования на появление особо опасных возбудителей инфекционных заболеваний.

Решение указанных задач потребует модернизации всей службы общественного здоровья, включая развитие интегрированной электронной системы эпиднадзора, усиление потенциала лабораторной службы, а также улучшение аналитических возможностей специалистов. В целях мониторинга, оценки и анализа состояния здоровья населения, выявления трендов и потенциальных угроз важно использовать потенциал технологий искусственного интеллекта, интернета вещей и Big Data.

Основу эффективной санитарно-эпидемиологической службы составляют высокопрофессиональные специалисты: прикладные и клинические эпидемиологи, санитарные врачи, гигиенисты, врачи-лаборанты, эксперты в области медицинской статистики. Следует восстановить ранее существовавшую инфраструктуру и систему подготовки кадров. Это представляется возможным путем воссоздания санитарно-гигиенических факультетов медицинских вузов на новой основе - с фокусом на передовые технологии, профилактику и адекватное реагирование на эпидемические и другие угрозы здоровью граждан.

Шаг №2 ПРИОРИТЕТ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

В отличие от первой волны пандемии, когда основную нагрузку на себя взяли больницы, сейчас многие страны большую роль отводят первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Задача этого важнейшего звена здравоохранения – снизить нагрузку на больницы, взяв на себя часть ответственности по оказанию медицинской помощи больным с COVID-19.

Необходимо вернуть приоритет профилактической направленности здравоохранения и направить работу медиков на недопущение заболеваний, требующих дорогостоящих вмешательств. В этом основная роль принадлежит ПМСП, призванной быть недорогостоящей и доступной для всех, независимо от местожительства, возраста, материального положения. Сегодня огромные возможности открывает телемедицина, а также портативные мобильные устройства и другие инфокоммуникационные технологии. Они призваны модернизировать ПМСП на принципиально новой - технологической основе.

Общепризнано, что инвестиции в ПМСП являются наиболее рациональными. Поэтому важно наконец перейти от декларативной поддержки ПМСП к реальному увеличению ее финансирования. При этом неуместны попытки навязывания сверху формата оказания первичной медико-санитарной помощи и перечня технического оснащения организаций ПМСП. Они должны исходить от местных сообществ с учетом их специфики и реальных потребностей. В этом заложен один из фундаментальных принципов ПМСП, и он применим как для городской, так и сельской местности.

Шаг №3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ БОЛЬНИЧНЫЙ СЕКТОР

Наряду с инвестициями в ПМСП, назрела необходимость перевести больничный сектор Казахстана в конкурентную среду. В отсутствии корпоративного управления деятельность больниц характеризуется неэффективностью и значительной коррупционной составляющей. Истинная же конкуренция в больничном секторе способствует улучшению сервиса и качества медицинского обслуживания, транспарентности в управлении и мобилизации незадействованных мощностей и ресурсов. В таких условиях теряет смысл коррупция, возникают реальные стимулы для развития компетенций медработников, их мотивации в вопросах оказания пациентоориентированных услуг.

Конкурентоспособность необязательно означает коммерциализацию медицинских организаций. Кроме того, всеобщий охват и доступность медицинской помощи гарантируется через Фонд обязательного социального медицинского страхования. Он призван возмещать услуги, оказываемых больницами и другими медицинскими организациями независимо от форм собственности на основе принципа «деньги идут за пациентом».

Создание реальной конкурентной среды в больничном секторе при условиях равного доступа к медицинской помощи для граждан призвано обеспечить достижение качества медицинского обслуживания сравнимого с мировыми стандартами, а также истинную ориентацию на пациентов, нетерпимость к небезопасной практике и низким стандартам медицинского обслуживания. При этом важно обеспечить тесное взаимодействие и преемственность, отсутствие фрагментарности на всех уровнях оказания медицинской помощи, а также ясную и транспарентную ответственность за качество и результаты.

Также необходимо пересмотреть тарифообразование с учетом реальных затрат, включающих адекватную заработную плату персонала. Немаловажное значение имеет возможность получения определенной прибыли при условии ее инвестирования в развитие, а именно, в обучение сотрудников, в том числе за рубежом, а также в приобретение оборудования и капитальное строительство.

Источник: https://www.facebook.com/almaz.sharman/posts/10159386531284684

Следуйте нашими новостями, в следующих статьях остановимся подробно на каждом шаге.

 

Рекомендуем к прочтению: