.

Пресс-конференция посвящённая «25000 детям рождённым после ЭКО» | zdrav.kz
X

Электрондық поштаңызға соңғы жаңалықтарды алыңыз

X

Получайте самые последние новости на свой e-mail

Пресс-конференция посвящённая «25000 детям рождённым после ЭКО»

25 тысяч детей. Ровно столько родилось в Казахстане с помощью ЭКО за 25 лет

 

В этом году XIII Международный конгресс «Современные подходы к лечению бесплодия. ВРТ: настоящее и будущее», который ежегодно проводится в Алматы по инициативе Казахстанской Ассоциации репродуктивной медицины, совпал с рождением с помощью в нашей стране ЭКО 25-тысячного ребенка. Кто именно из новорожденных им стал врачи выяснять не стали, но вынесли на пресс-конференцию тему успехов отечественной репродуктивной медицины, работы над увеличением количества государственных квот на ЭКО, интереса зарубежных пар к казахстанским клиникам ЭКО и, конечно, вопросы влияния вакцины от COVID-19 на репродуктивные функции человека.

Истории программ ВРТ в Казахстане уже 25 лет. С 2010 года государство начало оказывать помощь гражданам, столкнувшимся с проблемами в области репродуктивной функции. Тогда, по словам Вячеслав Нотанович Локшин — доктора медицинских наук, профессора, академика Национальной академии наук Республики Казахстан, президента Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины, генерального директора МКЦ PERSONA — в год выдавалось всего 100 квот.

Во всем мире, по данным ВОЗ, с проблемой бесплодия сталкиваются около 186 миллионов человек. В Казахстане – каждая 6 семейная пара.

— Этого было крайне мало. Согласно исследованиям, каждая шестая семья в Казахстане сталкивается с проблемой бесплодия рассказывает профессор Локшин Поэтому мы с коллегами все эти годы непрерывно писали, говорили, объясняли насколько квоты важны для страны. В итоге, количество государственных квот достигло 1 000. А в 2020 КАРМ обратился с письмом напрямую к президенту республики Касым-Жомарту Токаеву. Спустя несколько месяцев президент объявил о начале реализация в стране программы "Асаған сәби" по которой ежегодное число квот выросло до 7 000.

Достаточно ли этого Казахстану? Чтобы дать надежду каждой из пар в больших городах и маленьких аулах, конечно же этого мало. Но, государство делает заметные шаги, особенно ощутимые на фоне стабильно высоких результатов, которые показывают сегодня казахстанские репродуктологи и клиники ЭКО. Только представьте, если с 2010 по 2020 год благодаря квотам мы сделали в общей сложности 9 000 циклов, в этом году у нас появилась возможность сделать их сразу 7 000!

Сейчас в Казахстане работает 29 клиник в 10 городах. В год делается примерно около 13 000 циклов ВРТ. Конечно, от статистики Европы мы все еще сильно отличаемся: там на 1 миллион населения делается 1 500 программ. У нас - около 650. Но, я верю, что у РК все еще впереди, впрочем, как и у Европы, если сравнивать ее цифры, например, с Израилем. В котором на 1 миллион населения ежегодно делается 5 000 программ ВРТ.   

Вероятность наступления беременности по программе ЭКО в Европе составляет 26-28%, в то время как в Казахстане – 32%.

— Говоря о рождение с помощью ЭКО 25-тысяного ребенка в Казахстане мы понимаем, что это вопрос не только медико-социальный, но и политический – продолжает тему Тамара Муфтаховна Джусубалиева директор института репродуктивной медицины, врач акушер-гинеколог высшей категории, кандидат медицинских наук, эксперт ВОЗ по репродуктивному здоровью — Об этом в своем послании говорил президент республики, выразив озабоченность демографической ситуацией. По его словам, рождаемость населения у нас ниже, чем в других странах Центрально Азии. Таким образом каждой программой ЭКО мы, отчасти, помогаем не только отдельной семье, но и государству.

 

Причем, проводим программы с высокой эффективность, о которой уже говорил профессор Локшин. Думаю, коллеги со мной согласятся, что ежегодный конгресс КАРМ внес в этот процесс весомый вклад. Благодаря прогрессивной деятельности конгресса и ассоциации, казахстанские врачи работают на мировом уровне с самым современным оборудованием.

 

Для того чтобы стало очевидным насколько отечественная репродуктология идет в ногу с мировой, приведу пример добавляет профессор Локшин Уже 5-6 лет, как Казахстан начал использовать программу time lapse. Эта технология оснащена искусственным интеллектом, благодаря чему можно выбрать оптимальный эмбрион для переноса в полость матки. За минуту можно увидеть, как развивается эмбрион, сливаются мужское и женское ядра внутри яйцеклетки. В течение пяти дней происходит инкубация, видны все происходящие с эмбрионом процессы.

Как правило, в бесплодии и в невозможности родить обвиняют женщин, однако мировая статистика говорит обратное – мужской фактор бесплодия составляет 30-50%.

— Когда 25 лет назад я начинала работу, результативность ЭКО в мире составляла всего 15%. Это были совсем другого уровня лаборатории — говорит Салтанат Берденовна Байкошкарова репродуктолог-эмбриолог, доктор биологических наук, вице-президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины, член Всемирной Ассоциации репродуктивной медицины World Assosiation of Reproductive Medicine (WARM), член Европейской Ассоциации репродукции человека и эмбриологии, член Российской Ассоциации репродукции человека, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан — Сейчас лаборатории в наших клиниках напоминают скорее космические станции, настолько точными стали приборы, которыми пользуются врачи. Что привлекает в страну все больше зарубежных пар для проведения программ ЭКО. Усиливает этот эффект и то что стоимость программы ЭКО в Казахстане намного ниже, чем в большинстве стран мира. Наши 2-3 тысячи долларов несравнимы с 20 000-40 000 за одну программу в США.

— Еще одна сильная сторона ЭКО в Казахстане – наше законодательство. Далеко не во всех странах мира доступна помощь ВРТ. Люди вынуждены искать решение этого вопроса в других государствах. Сегодня мы способны предложить им нашу помощь, проведя программу профессионально на мировом уровне. Например, в Узбекистане только в прошлом году вышел закон, разрешающий ЭКО. — объясняет г-жа Джусубалиева — Во многих странах Европы запрещено донорство и суррогатное материнство. Поэтому, пары из Германии, Австрии, Испании и Италии также выбирают Казахстан. Из стран ближнего зарубежья, чаще всего к казахстанским репродуктологам обращаются пациенты из Кыргызстана и Туркменистана. Как результат – около 10% программ ЭКО в РК мы проводим для иностранных граждан.    

— Ну и конечно всех волнует вопрос, может ли COVID-19 стать причиной бесплодия. Полтора года пандемии показали, что мужчины, перенесшие коронавирус в тяжелой форме, имеют проблемы с репродуктивной системой — отвечает на главный вопрос последних месяцев Вячеслав Локшин — Они могут быть временными. Опять же, если не затягивать с лечением. Как показывает практика, через несколько месяцев репродуктивные функции восстанавливаются. При этом вакцинация не влияет ни на мужскую, ни на женскую репродуктивную систему.