.

ВАКЦИНА ОТ КОРОНАВИРУСА И СИНДРОМ ИММУННОЙ ТРОМБОТИЧЕСКОЙ ТРОМБОЦИТОПЕНИИ | zdrav.kz
X

Электрондық поштаңызға соңғы жаңалықтарды алыңыз

X

Получайте самые последние новости на свой e-mail

ВАКЦИНА ОТ КОРОНАВИРУСА И СИНДРОМ ИММУННОЙ ТРОМБОТИЧЕСКОЙ ТРОМБОЦИТОПЕНИИ

Мир взбудоражила временная остановка применения вакцины от коронавируса разработанной компанией Johnson&Johnson в США, а также отказ Дании и некоторых европейских стран от использования вакцины Oxford/AstraZeneca. Регуляторные органы объясняют свои действия вероятными, хоть и крайне редкими побочными явлениями от вакцин, связанными с нарушениями коагуляции крови. Медики уже дали название новому синдрому: vaccine-induced immune thrombotic thrombocytopenia - VIITT. Возможно, что он имеет отношение и к российской векторной вакцине Sputnik-V, а также к китайской CanSino.
 
На днях вышло несколько статей в ведущем медицинском журнале New England Journal of Medicine с попытками объяснить причины нарушений свертывания крови у 220 лиц получивших вакцины Oxford/AstraZeneca и у 6 людей получивших вакцину Johnson&Johnson. Нарушения проявляются образованием множественных тромбов на фоне значительного снижения концентрации тромбоцитов в крови.
Авторы высказывают несколько теорий развития данного синдрома. Одна из них предусматривает то, что коронавирусный шиповидный белок, вырабатываемый вакциной, по какой-то причине атакует тромбоциты, в результате чего высвобождается так называемый тромбоцитарный фактор 4 (PF-4). Иммунная система реагирует на этот фактор выработкой аутоиммунных антител, которые ведут к агрегации тромбоцитов и их разрушению. Это напоминает известный синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС) крови, при котором наблюдается избыточная агрегация тромбоцитов в результате чего истощаются ресурсы этих клеток крови.
 
Похожую реакцию может вызывать гепарин, который применяется для борьбы с нарушением коагуляции крови при COVID-19 и других болезнях. Комплекс гепарина с фактором PF-4 также вызывает аутоиммунную реакцию. Это говорит о том, что применение гепарина после вакцинации следует проводить с осторожностью.
 
Другая теория объясняет данный феномен тем, что по своей пространственной структуре молекула шиповидного белка коронавируса (натурального или вырабатываемого вакциной) напоминает тромбоцитарный фактор PF-4. Из-за этого в результате вакцинации иммунная система ошибочно распознает PF-4 в качестве чужеродного вещества, вырабатывая против него аутоантитела и вызывая тромбоцитопению.
 
Кроме того, шиповидный белок вероятно способен повреждать кровеносные сосуды в результате чего активируются аутоиммунные процессы против тромбоцитарной системы.
Еще одна теория постулирует, что аденовирус, который используется в качестве вектора для вакцин Oxford/AstraZeneca, стимулирует выработку тканевого плазминоген-активирующего фактора tPA, который вызывает дисбаланс коагуляционной системы. Речь идет об особенностях изготовления данной вакцины.
 
Наконец, рассматривается роль аутоиммунной реакции к другому коагуляционному фактору аннексину-2 (A-2), что также может вызвать нарушение свертывания крови.
Таким образом, сейчас выдвигается несколько теорий, объясняющих нарушения коагуляции после применения вакцин Oxford/AstraZeneca и Johnson&Johnson. Наиболее правдоподобной из них является аутоиммунная реакция к тромбоцитарному фактору PF-4. Если это так, то скорее всего данный механизм потенциально может реализовываться и при использовании других аденовирусных векторных вакцин, таких как российский Sputnik-V и китайский CanSino. Однако положительные свойства векторных вакцин в защите от тяжелых проявлений коронавирусной инфекции намного перевешивают крайне редкие нарушения коагуляции крови.
 

Алмаз Шарман, профессор медицины, Президент Академии профилактической медицины, Член Американской ассоциации здравоохранения.

Также посетите youtube канал «АЛМАЗные советы», чтобы посмотреть многочисленные видеоматериалы о здоровье: https://www.youtube.com/channel/UC37kxTDQNb1AEEsPF0I4DxA